В канун Дня Республики Коми
вуктыльскими и сыктывкарскими радиолюбителями, при прямой поддержке
мэра г.Вуктыл Куртубадзе Шоты Шаликовича, поисково-спасательного формирования
города, Коми рессовета и Сыктывкарской технической школы РОСТО, регионального
отделения Союза радиолюбителей России и радиолюбителей-спонсоров, на
территории Вуктыльского района проведена республиканская военно-патриотическая
радиоэкспедиция “Звезда Сибирякова” посвященная 150-летию русского исследователя
северных морских путей, “Почетного гражданина России”, профессора Александра
Михайловича Сибирякова.
Интерес радиолюбителей и
краеведов к этой исторической личности не случаен. В 1884 г. он отправляется
в очередное путешествие на пароходе "Норденшельд" из Архангельска
до устья Печоры, затем на речном пароходе поднимается вверх по реке,
переезжает на оленях Полярный Урал. Далее он спускается вниз по реке
Ляпин к Оби и к Тобольску. Так им был открыт для перевозки сибирских
товаров кратчайший путь с Оби на Печору, который позже был хорошо освоен
и получил название "Сибиряковский тракт". На 180-километровом
тракте, на средства А.М.Сибирякова, было поставлено пять ямщицких станций,
по нему до революции ежегодно перевозили сотни тысяч пудов различных
грузов. Так например только в 1884 г. по тракту было перевезено 20 тыс.
пудов грузов, в 1888-м — 210 тыс. пудов. Тракт успешно действовал до
1898 г. Сибирские грузы вывозились в Печорский край, Мезенский уезд,
на Мурманский берег, в Северную Норвегию, Данию.
Для Печорского края эта дорога
стала спасением: голод был обычным явлением на Печоре. Мука здесь стоила
2 руб. 50 коп. за пуд, а когда Сибиряков начал доставлять туда хлеб,
цены снизились вдвое, а в 1887 г. — втрое. Жители называли Сибирякова
“благодетелем всего Печорского края”, а тракт – “хлебным путем”. Сибиряков
связал Печору с Обью дорогой, проложенной по Щугорскому волоку — от
с.Ляпин на р.Сыгве, притоке Северной Сосьвы, впадающей в Обь, до с.Усть-Щугор
на Печоре. Соединение Оби с Печорой было только частью обширного плана
Александра Михайловича по связи всех основных районов Сибири как между
собой, так и с европейской Россией и другими странами.
Ночью 11 августа из Сыктывкара
в Вуктыл прибыл спецавтомобиль ГАЗ-66 оборудованный радиолюбительской
аппаратурой и жизненно-необходимой экипировкой. Экипаж машины из 3 сыктывкарских
радиолюбителей встречал руководитель поисковой спасательной службы Вуктыла
И.Ф.Бажуков. Первоначально разместился экипаж в помещении радиостанции
в школе № 3 г.Вуктыл, развернули радиолюбительскую аппаратуру и в эфире
зазвучал специальный позывной сигнал - UE9XZS республиканской военно-патриотической
радиоэкспедиции “Звезда Сибирякова”. Паралелльно шли работы по изготовлению
и монтажу антенн для любительской коллективной радиостанции города,
отладка имеющейся на станции аппаратуры и подготовка к горной программе,
с участием в Чемпионате России. Параллельно решались организационные
вопросы в положительном решении которых ставил точку глава района Ш.Куртубадзе.
Им же был выделен дополнительно полноприводный легковой автомобиль с
опытным водителем А.Свиргуновым, для перевозки вуктыльских участников
экспедиции. Два дня работы по подготовке были завершены, и экспедиция
стартовала на Урал.
Наша трасса пролегала по
горной части “Сибиряковского тракта” и оказалась не очень легкой из-за
сурового климата. Члены экспедиции в количестве 8 чел. (мастер спорта
СССР по радиосвязи на КВ Л.Шеболкин – UA9XF, КМС “Почетный радист СССР”
В.Шишелов – UA9XW, студент 4 курса физмата СГУ В.Осипов – R9X-034, руководитель
поисково-спасательной службы Вуктыла И.Бажуков – UA9XEC, сотрудник ОВО
МВД г.Вуктыл С.Янчук – ex-UA9XAX, учащийся 1 школы г.Вуктыл, радионаблюдатель
С.Вишневский – R9X-040, учащийся 3 школы Т.Янчук на 2 автомобилях прошли
нелегкий путь через вершины Пеленер и Ярута Северного Урала.
Первая часть пути, подъемы
и крутые спуски под яркими лучами солнца вызывали восхищение, но когда
на середине подъема на Пелинер нас окутал плотный туман, и дорога превратилась
в опасную “змейку”, адреалин в крови явно возрос, и все стали намного
серьезней. Тем не менее, после нескольких дорожных приключений, поздним
вечером экспедиция прибыла на место. На ночь разместились в домике,
на кордоне национального парка Югыд-Ва, а утром произвели осмотр местности
и восхождение на г.Ярута, где планировалось развернуть антенны и аппаратуру
для работы в открытом Чемпионате России по радиосвязи на коротких волнах,
с параллельным зачетом по Республике Коми. Однако погодные условия –
туман, шквальный ветер и высокая влажность заставили нас спуститься
ниже вершины около 200 м. Развернули одну радиостанцию на основе командно-штабной
машины КШМ Р-142 в базовом лагере на Яруте, где остались В.Шишелов,
И.Бажуков и В.Осипов. Из аппаратуры использовали “Kenwood” TS-140S,
войсковую радиостанцию из комплекта КШМ Р-130, из антенн: Дельту на
80 м., штатный многодиапазонный диполь КШМ и 2 GP 15\20 м. и ПЭВМ Пентиум-1.
Вторую станцию развернули
на соседней вершине в 5 км от базового лагеря, на отметке около 900
м. над уровнем моря, где остались Л.Шеболкин, С.Янчук и С.Вишневский.
Леонид взял свой незаменимый YAESU “FT-840”, в резерве трансивер “Волна”,
а из антенн: на 10 м. телескопе развернули диполь на 20 м. и несимметричный
диполь на 80 м., а на регистрации связей трудился почти штатный экспедиционный
“Notebook-486”.
Как впоследствии оказалось
– мы приняли правильное решение. Наши коллеги из Тамбова – R3RRC\9,
развернувшиеся на Полярном Урале, под Воркутой, оказались в таких же
условиях и пострадали – ветром поломало антенны и снесло часть палаток,
а влажность вывела из строя комплект аппаратуры. Каждый день нас слушали
в эфире наши коллеги из Сыктывкара и Микуни на частотах аварийной связи
и передавали приветы родным. Аварийную связь с тамбовскими радиолюбителями
поддерживали воркутинские радиолюбители.
Тренировочные радиосвязи
перед чемпионатом с радиолюбителями России и зарубежья поднимали наш
боевой дух. Многие завидовали тому что нам удалось организовать эту
экспедицию и благодарили за активность. Старейший радиолюбитель России,
Яков Семенович Лаповок из Санкт-Петербурга – UA1FA поделился своими
знаниями о профессоре Сибирякове и подробно интересовался нашей информацией
о его исследованиях. Обе стороны остались довольны.
Но вот пришел старт Чемпионата
и пошли напряженные минуты отсчета. Темп радиообмена достигал до 5 связей
в минуту и падал по 1 за 3 минуты. После 6 часов непрерывной работы
вдруг стало чисто и только шумы “солнечного ветра” слышались в наушниках.
Мы выскочили на улицу и поняли в чем дело – над горами разогнало тучи
и засверкало северное сияние. Красота сияния сослужила нам плохую услугу
– корреспондентов приходилось искать с огромным трудом и уже глубокой
ночью, к финишу мы подошли не с чемпионскими результатами. UA9XW со
своей командой провел 200 радиосвязей и Вадим провел 140 радионаблюдений
за участниками, а команде UA9XF повезло меньше – они провели лишь 170
радиосвязей. Редких DX-связей никто из нас не отметил. Но благодаря
высоте (900 метров над уровнем моря), вся Европа, Америка и Российская
часть Азии лежали у наших ног… В то же время Япония, Китай, Корея и
Африка оказались для нас в “мертвой зоне”, при том что 10 и 15-метровый
диапазон, как и часть WARC-диапазона упорно молчали благодаря “Авроре”.
Проблемы прохождения сказались даже на 2-метровом диапазоне аварийной
связи между лагерями в туманную дождливую ночь. Спать не хотелось, прохождение
практически свернулось и мы решили утром при солнечном свете рассмотреть
более эффективные позиции развертывания станции на возможную экспедицию
в 2004 г. Утром лагеря объединились в базовом лагере, основой которого
послужил домик на кордоне национального парка “Югыд-ВА”. День был чудесным
– солнце светило прямо над головой ласковыми лучами, тепло, чуть ветрено
и ни одного комара!!! Я вспоминаю прошлогоднюю экспедицию на Печору
“Зори тихие”, когда несметные полчища оводов, мух и мушек, комаров и
мошек доводили участников экспедиции до панического ужаса и наслаждался
приветливостью Урала. Вскоре мы нашли прекрасную позицию для базового
лагеря вблизи вершины Ярута, на соседней вершине, в районе заброшенной
штольни. Если наши планы экспедиции на 2004 г. будут поддержаны, то
совместно с тюменскими радиолюбителями можно будет в 2004 г. завершить
этап исследования “Хлебного пути” и конечно же поработать в Чемпионате.
Здесь же на плато мы собирали
голубику, иван-чай и даже немного грибов. На обед у нас была грибница.
К сожалению из-за отсутствия времени не удалось половить рыбы и поесть
ухи, но проезжавшие рыбаки из Приполярного (Тюменская область) угостили
нас харьюзом. Наш пресс-секретарь и как оказалось отличный повар по
совместительству, С.Янчук кормил нас отменными блюдами и его по достоинству
оценили даже подходившие редкие туристы.
Однако все когда-то кончается.
Пока светило солнце, в перерыве между дождем и немного подсохли дороги,
мы свернули лагерь и легли на обратный курс. В солнечных лучах Урал
просто великолепен!!! Остановка на вершине Пелинер была на этот раз
более продолжительной. Ребята фотографировались у разбившегося вертолета,
еще не догадываясь о том, какой сюрприз готовит нам эта гора. Обычно
с вершины что-то берешь на память, и я взял с вертолета крышку от подшипника,
напоминавшую по внешнему виду звезду. Стали заводить машину, т.к. надвигалась
дождевая полоса, но все было безрезультатно. Что мы только не делали
с системой питания и зажигания под ливнем – безрезультатно. Кто-то вспомнил,
что нельзя ничего брать с разбитых машин и сгоревших домов. Мы люди
атеистического склада и в чудеса не верим, но стоило только выкинуть
эту “звезду” из машины, - она тут же завелась! Вот и не верь!!! Возвращались
мы обратно в старый лагерь на Вуктыле, на коллективную станцию RK9XXC
в школе № 3, где снова развернули станцию и молодежь снова вышла в эфир,
рассказывая миру о Сибирякове, экспедиции на Урал, делилась впечатлениями
и рассказывала о Вуктыле. В основном микрофон захватил С.Вишневский-
R9X-040, набравший опыта работы в эфире в горах и дорвавшийся до хорошей
аппаратуры. С.Янчук и В.Осипов сели за компьютер над созданием CD-диска
по итогам экспедиции. В.Шишелов и Л.Шеболкин продолжили незаконченную
работу по настройке антенн коллективной станции и ремонту аппаратуры.
Вечером на станции собрались немногочисленные вуктыльские радиолюбители
и мы провели совместно организационное собрание, на котором воссоздали
городской общественный радиоклуб и его председателем был единогласно
избран С.Янчук, а секретарем С.Вишневский. Утром мы успели встретиться
с журналистами в редакции газеты “Сияние Севера” и поделиться своими
впечатлениями и фотографиями, посетить военкомат и обсудить вопросы
подготовки военных специалистов из числа призывной молодежи в технической
школе РОСТО г.Сыктывкара. К сожалению, не удалось попрощаться с Главой
города – у него были срочные дела по обеспечению начала учебного года
в школах, а хотелось выразить ему самые теплые слова благодарности,
глядя в глаза этого человека. И.Бажуков вынужден был отбыть на службу
для поиска пропавшего в лесу человека (Такова работа спасателей!), а
мы тепло попрощались с ребятами, гостеприимным северным городом газовиков
и экипаж отправился домой в Сыктывкар.
Хотя жаль было уезжать и
хотелось, еще много сделать здесь, помочь ребятам в техническом и организационном
плане, еще встреча с военкомом города по обсуждению вопроса подготовки
призывной молодежи в учебных организациях РОСТО Сыктывкара по специальности
радиста и водителя, а также десантников. По пути домой мы не могли не
остановиться на Печоре и попробовать свое счастье в реке при помощи
4 случайно найденных червяков и 3 блесен! Однако червей не стало через
минуту, а блесны утащили “шкодливая” щука в виде затонувшего бревна.
Поскольку уже вечерело, то решили заночевать и вновь развернули радиостанцию,
запустили штатный бензоагрегат, отварили опротивевшие макароны с тушенкой
и решили активно поработать на спецпозывной. Но не тут-то было! Северное
сияние догнало нас и на берегу Печоры. Из удавшихся 5 связей одно с
африканцем и второе с моим старым другом из Мурманска Авениром – UA1ZZ,
который пожелал нам быстрее дойти до дома и без потерь. Полюбовались
последний раз северным сиянием, посидели у костра и легли отдыхать.
По утру опустили антенны,
свернулись и двинулись в путь – до дома еще около 500 км. День был солнечным,
в пути машина выкинула несколько “фортелей”, но в целом все участники
поздним вечером благополучно прибыли домой. Меня ждал огромный подарок
дочери, которая дождавшись моего возвращения - родила мне внучку Дашеньку!
Не зря я отращивал в экспедиции бороду, - стал настоящим дедом!
Хочется верить, что мы еще
встретимся с вуктыльскими ребятами, и не только в эфире, а сумеем при
поддержке администрации города, совместно с тюменскими радиолюбителями
провести в 2004 г. очередную радиоэкспедицию на Урал. Ведь не зря говорят,
что: “Лучше гор могут быть только горы…”
Итого в активе нашей экспедиции
масса экстрима и юмористических приключений во время исследования горной
части маршрута “Сибиряковского тракта”, 370 радиосвязей и 140 радионаблюдений
в Чемпионате, около тысячи радиосвязей специальным позывным “Звезда
Сибирякова”. Проехали и прошли около 2 тыс.км. Думаю что нам удалось
отдраить от замшелого моха и горной осыпи часть истории великого русского
путешественника А.М.Сибирякова и его звезда будет сиять на земле Коми
всегда!